Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

489 17.01.2009

Послезавтра – Крещение Господне, а завтра будет уже первое освящение воды, после утренней службы.

До последнего времени все церковные обряды и таинства, связанные с водой, относились лишь к сфере веры, и это создавало определенное напряжение для людей рационалистического настроя, приоритетом для которых был разум. И в самом деле, заявить о том, что всякое празднование, всякое отмечание праздника в Церкви – это не просто воспоминание о евангельском событии, и не только его переживание, а реальное соприкосновение с ним, - с точки зрения нашего бытового сознания, это какая-то нелепость. Ну как можно нам с вами, живущим почти два тысячелетия спустя, реально, телесно соприкоснуться с Иисусом Христом, стоящим в реке Иордане, принимающим крещение от Иоанна?

Если бы мне 10 лет назад кто-то сказал, что ученые смогут доказать такую возможность, я бы ни за что не поверил. Однако в свете последних научных открытий сама по себе водная стихия оказалась настолько чудесной, что на остальные чудеса мира можно и внимания не обращать. Об этом говорят сегодня ученые мирового уровня. Каждая капля воды – это флэш-карта с миллионами терабайт памяти. Вода все помнит. Она способна накапливать в себе информацию и отдавать ее.

Поэтому, празднуя Крещение Господне, мы не просто фантазируем в своих религиозных представлениях нечто, не соответствующее реальности, а для нас подлинно Господь стоит в водах иорданских. И этим самым именно Его присутствием эта вода освящается. Вода принимает ту благодать, которая сходит на эти воды. И теперь, даже спустя 20 веков, когда мы обращаемся к памяти водной, мы действительно воспринимаем ту благодать, которая была сообщена тогда этой воде.  Празднуя Крещение Господне, мы освящаем эту воду, активизируя в ней ту память, которая содержит информацию о погрузившемся в воду Иисусе Христе, а затем этой водой мы освящаем всякие предметы. А главное, мы сами освящаемся, принимая святое Крещение. Добро пожаловать в храмы Херсонщины на этот лучезарный праздник Крещения Господня, в эту субботу, 19-го! В большинстве храмов города начало Божественной Литургии с 9.30, а освящение воды – приблизительно с 11.30.

//Фрагмент документального фильма об освящении воды на Крещение Господне.

Ведущий: 18-е января – канун православного праздника Крещения. Водой из обычного водопровода наполнены две колбы. Ранним утром одна из них установлена в храме около емкости, в которой должен совершиться обряд освящения. Из года в год 19-го января верующие и даже неверующие люди спешат в храмы, чтобы после службы набрать крещенской воды. Считается, что она обладает необычными свойствами. Чтобы подтвердить или опровергнуть это, обе колбы сразу после службы были доставлены для исследования в лабораторию. Здесь воду заморозили в криогенной камере и сфотографировали под микроскопом. Кристаллы воды из-под крана выглядели как хаотичное расплывчатое пятно. В то время как вода, побывавшая в храме, имела правильную симметричную форму шестилучиковой звезды.

Известно, что святая вода обладает сильной устойчивой структурой. Она способна передавать свои свойства. Если всего 10 грамм такой воды развести в 60-ти литрах обычной, то вся масса приобретает свойства святой воды.

Митрополит Кирилл Гундяев: Может быть, когда-то ученые скажут нам, что такое молитва. Может быть, когда-то ученые скажут: а что происходит с человеческой природой под влиянием воздействия священной благодати. //

Иоанн Замараев:

Отец Георгий Кочетков в нашей телепрограмме рассуждает с оглашаемыми о христианстве в Церкви.

Георгий Кочетков:

Если я не доверяю человеку, я при всем моем, допустим, уме, образовании, какой-то психологической проницательности, - я не пойму его, не увижу и не услышу. Вера нужна. Не доверять друг другу, а… Неверие в Бога породило неверие в человека. Люди не верят друг другу. И это – наша язва, нашей жизни. Мне всегда горестно наблюдать такие вещи среди самых ближайших родственников, скажем, между супругами. Нет доверия в алтарях среди священников, епископов. О личных, живых вещах говорят шепотом до сих пор, если вообще говорят. А часто вообще не говорят. Хорошо ли это? Полагаю, это риторический вопрос.

Вот надо иметь такую смелость и такую духовную силу, чтобы преодолеть все эти риски, чтобы не бояться того, что собой несет риск. Скажем, не бояться злоупотреблений: что кто-то возьмет и не поймет, кто-то возьмет и разболтает, кто-то возьмет и обвинит во всех тяжких. Вот не надо бояться. Но чтобы не бояться, надо иметь силу. Не имея силы, не надо делать вид, что все хорошо у тебя. Иначе раздавят, действительно. А сила тут может быть только духовная, вот эта сила Божия, от Божьей благодати. И защита друг друга. Мы научились подставлять друг друга, но мы не научились брать на себя немощи, болезни и грехи друг друга. Вот это – вопрос о вере в наши дни.

Иоанн Замараев:

По обыкновению, давайте послушаем с вами несколько слов блаженной памяти митрополита Антония Блума.

Митрополит Антоний Блум:

Замечательное место есть в Священном Писании (я сейчас вам не могу процитировать, какое это место), где после падения, описывая судьбу человечества, сказано: «И постепенно в роде человеческом водворилась смерть». Смерть вошла, но люди жили долго. И если мы смотрим на родословную человечества, эта долгота жизни все уменьшалась. Потому что люди слабели, их связь с Богом делалась меньше, менее глубокой, и смерть делалась более и более властной над ними. К этому мы еще вернемся.

Но что я сейчас хочу сказать, это то, что как только человек заболевает, он должен, с одной стороны, войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос о том, как он далек или как близок к Богу, какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе, поскольку он оскверняет или изуродывает образ Божий, который заложен в нем. Но вместе с этим, смиренно, не надеясь на то, что он силами чудесного своего покаяния может победить телесную болезнь, идти к врачу и терпеть от него лечение. Это очень-очень важный момент.

Но еще более, может быть, серьезный момент, или вернее, серьезное вопрошание появляется у людей, когда человек заболевает душевной болезнью. Что такое душевная болезнь? Мы знаем теперь, что наше психическое состояние зависит в очень большой мере от того, что происходит физиологически, с точки зрения физики, химии, в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому нельзя каждый раз, когда человек заболевает психически, это приписывать ко злу, ко греху или к бесу. Очень часто, более часто, я бы сказал, чем это бывает наваждением бесовским, или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом, - более часто бывает то, что что-то повредилось в его нервной системе. И тут медицина входит в свои права, и может – может! - очень многое сделать.

Иоанн Замараев:

Как обычно, в нашей телепрограмме фрагмент фильма Франко Дзефирелли о жизни Иисуса Христа.

//Фрагмент фильма//

Иоанн Замараев:

Ну, и последняя, богословская часть нашей телепрограммы.

На прошлых наших телебеседах мы коснулись с вами понятия о ересях. А сегодня немного поговорим о церковных расколах.

Раскол – это разделение церкви, ее дробление на части. Причем это не просто какое-то географическое или национальное деление. Понятно, что в Болгарии – Болгарская церковь, в Греции – Греческая, в России – Русская. Каждая церковь имеет свою иерархию, свои традиции и обряды, достаточно самостоятельный образ служения и жизни.

А вот раскол – это разделение как следствие какого-то конфликта. Причинами конфликта могут быть разные вещи. Например, недоразумение, непонимание христианами друг друга. Вы помните русский старообрядческий раскол 17-го века. Был такой образованный патриарх Никон, которого угораздило исправлять богослужебные тексты. Дело в том, что раньше богослужебные книги не печатались, а переписывались, и конечно, переписывались неоднократно. Столетиями этот процесс шел, из поколения в поколение. Ну и понятно, что один переписчик минимум пять ошибок допустит в процессе переписывания книги. А следующий переписчик еще пять своих прибавит, и так далее. Поэтому, когда Никону попались под руки старые греческие требники и служебники, и он сравнил их с его современными, то разночтений была масса. Ну и какой была естественная реакция? Надо исправить! Он собрал как можно больше старых греческих книг и принялся за работу. В процессе своей деятельности он выяснил, что за столетия церковной жизни на Руси произошли изменения и в обрядах. Например, крестное знамение. Никон с удивлением узнал, что в Византии (откуда мы, собственно, приняли христианство) издавна крестились тремя перстами, как мы сейчас с вами. А вокруг него на Руси все крестятся двумя. Непорядок, счел он, надо исправлять! Потом, намного позже, когда уже кровь прольется, до многих дойдет: а собственно, важно ли это – как складывать пальцы, два или три? Сергий Радонежский крестился двуперстием – и ничего, вроде великий святой считается.

Далее патриарх Никон докопался, что крестный ход вокруг храма в Византии совершался против часовой стрелки, а не наоборот, посолонь, как это делали его современники. И просфор, на которых совершают Литургию, должно быть пять, а не семь. Ну, и так далее. И давай реформировать! Изменять те уже сложившиеся веками особенности Русской церкви в пользу вроде как больше древности.

Трудов Никона не оценили. Народ его не понял. Значительная часть верующих сочла исправление Никоном богослужебных книг их порчей, а изменение обрядов – вероотступничеством. Нашлись многие люди, которые были готовы на ссылку, бичевание, всяческие преследования, самосожжение ради сохранения своего церковно-традиционного уклада жизни. На долгие годы церковь была разделена. До революции в Российской империи аж 20 миллионов старообрядцев насчитывалось. То есть, это очень серьезное разделение церкви. И сейчас уже все понимают, что не стоило все это затевать. И Никон неправ – надо было знать, с кем имеет дело, то есть с непросвещенным народом, который его не поймет. Ну и вторая сторона – люди оказались в цепкой хватке обрядоверия, веры в то, что спасают обряды. Вот если крестишься двумя перстами, то унаследуешь жизнь вечную, а вот если крестишься тремя – то все, в ад. Разве дело в крестном знамении? Апостолы вообще не знали, что такое крестное знамение. В Западной церкви издревле крестились пятью пальцами, ладонью. Да, собственно, в каждой местности крестились по-разному.

То есть, раскол – это разделение по обрядовой причине, в отличие от ереси. Помните, ересь – это отступление в вере, это искажение какой-либо фундаментальной вероучительной истины. Нужно сказать, что одной из причин церковных расколов, в большей или меньшей степени, но всегда присутствует гордыня и человеческие амбиции. «Мы правы» – «Нет, мы правы», или – «Кто главный в церкви?» В старообрядческом расколе это присутствует не в большой степени. Там действительно были два противоположных убеждения. Никон считал, что богослужебные книги надо исправлять. Рядовые верующие свои книги почитали святыней. Это действительно было трагедией.

Но большинство расколов в церкви и начинаются, и заканчиваются амбициями высшей иерархии. Взять, например, приснопамятное разделение церкви на Восток и Запад. Помните, 1054-й год, разделение единой Церкви на православную и католическую. Если говорить об этом великом расколе с определенной долей сарказма и в таком сказочно-былинном стиле, то это прозвучит так. Жили-были римский епископ папа Лев 9-й и константинопольский патриарх Михаил Керуларий. Лев 9-й управлял западной частью церкви, а Михаил – восточной. И вот поспорили они между собою, кто из них главный. Папа Лев утверждал, что он главный, потому что римскую церковь основал сам апостол Петр, и всегда она была в почете. А Михаил возражал: «Нет, я главный, потому что прошли те времена, когда столицей империи был Рим, теперь Константинополь – новая столица славной Византийской империи. А раз я столичный епископ, значит, я и есть самый главный». То есть, изначальный спор там был о главенстве в церкви. Ну, а дальше всегда находятся какие-то зацепки. «И вообще, вы все вероотступники, у вас и обряды другие, и праздники не по тем числам», и так далее. – «А вы на себя посмотрите, - отвечает римский папа. – Почти все ереси, которые возникали в церкви – все они от вас, с Востока!» - «А вы, западники, в Символ веры лишнее слово вставили!» - «А вас, восточных еретиков, нужно анафеме предать, что мы сейчас и сделаем. Вот вам булла на престол!» - «Ах так? Ну тогда и вам вот анафема!» Понятно, что на самом деле это не все так просто: много подробностей, нюансов… Но схема именно такая.

Конечно, раскол всегда провоцируется в том числе и какими-то серьезными нарушениями в схеме духовной. Не бывает серьезного раскола, который был бы замешан действительно только на каких-то поверхностных вещах. Поверхностные вещи в расколе выступают поводом. Разделение на православных и католиков внешне было обставлено как категорическое несогласие по поводу вещей, чрезвычайно второстепенных. То есть, если помните, там пререкались по поводу весьма примитивных вещей. Например, квасной или пресный хлеб нужно использовать при причастии, пост в пятницу или в субботу. В общем, такие вот вещи. Сейчас признаться в том, что тысячу лет назад христиане Востока и Запада не договорились по поводу таких мелочей, очень стыдно.

Потом, правда, задним числом богословы придумали более респектабельную причину – так называемое филиокве, и какие-то другие вопросы догматического содержания. Филиокве – это такое словечко, которое со временем окрасилось в зловещий оттенок. Филиокве – это богословский термин, состоящий из двух латинских слов: «филио» - «сын», и «кве» - это союз «и». Получается в переводе: «и сына». Помните, в Символе веры мы поем: «Веруем и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего». То есть, мы верим в то, что Дух Святой исходит от Бога Отца. Это в точности соответствует Библии. Иисус говорил: «Дух истины, который от Отца исходит – Он будет свидетельствовать о Мне». А на Западе в этот же Символ веры прибавили: «и Сына». И получается так: «Верую в Духа Святого, от Бога Отца и Бога Сына исходящего». Это богословская тонкость, которую большинство и католиков, и православных даже не замечают. Конечно, можно по-разному толковать этот нюанс и раздувать его до абсурда. Но любой здравомыслящий человек прекрасно понимает, что такие тонкости не являются причиной разделения церкви. Тем более мысль о том, что Дух Святой исходит и от Бога Сына – это частное мнение блаж. Августина, жившего в 4-м веке и почитаемого святым и Восточной, и Западной церковью.

Дело не в филиокве. В 1054-м году о филиокве никто не говорил. Какие-то различия между Западной и Восточной церковью были всегда, и в богослужении, и в обрядах, и в богословских нюансах. И Пасху в разное время праздновали. Но это не мешало церкви быть единой. А тут, когда повздорили иерархи, все начали вспоминать обрядовые и даже вероучительные различия. Хотя, безусловно, нельзя этот процесс упрощать до бесконечности. Были и подводные причины разделения церкви, более глубокие. Это и разное видение, и при этом одинаковая, но очень тяжелая, с точки зрения христианства, претензия на свою роль в мире сем. А со временем многие болезни ухудшаются. Исторически очень часто начинаться может все с внешне довольно-таки банальных вещей. Но многолетний раскол никогда даром не проходит. То есть, в состоянии раскола, как это ни странно, люди, христиане, доходят достаточно легко и до еретически опасного состояния. Серьезный раскол часто чреват выпадением и в еретическое заблуждение. В православии - свои заблуждения, такие, как обрядоверие, приведшее к старообрядческому расколу. В католичестве – свои, те же индульгенции, которые привели к протестантскому движению.

И конечно, мы с вами должны помнить, что любое разделение христиан – это плохо. Это грех, это нарушение Христовой заповеди «Да все будут едины». А для того, чтобы преодолевать церковные разделения, нужно знать природу разделений, психологию расколов. Нужно вести диалог с инославными церквами. И конечно, молиться о том, чтобы церкви объединялись. Собственно, за каждой Литургией мы и просим за ектенией о соединении церквей. Но чаще эти слова проскакивают мимо нашего молитвенного внимания, а молиться об этом надо. Раскол – это церковная эпидемия наших времен. Уже пять православных церквей в Украине, которые не могут найти общий язык меж собою. Многовато уже, пожалуй. И с этим надо как-то бороться.

Вот на этом давайте и остановимся с вами, и если даст Бог, продолжим в следующий четверг. А на сегодня все. Я прощаюсь с вами и поздравляю с наступающим величайшим праздником Крещения Господня. Всего доброго!


 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана