Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

147 22.03.2009

Крестопоклонная неделя 

Праздность

Нынешнее воскресенье именуется Крестопоклонным. Накануне вечером, по церковному уставу, выносится из алтаря в центральную часть храма крест, украшенный цветами, поются соответстующие песнопения, напоминающие нам о той страшной Голгофской трагедии, которая своей оборотной стороной являет нам спасение Богом человечества, и приклоняемся перед этим великим знаменем христианства.

----- Фрагмент Богослужения 

Апостола Павел в одном из своих посланий пишет: «А я ничем не хочу хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для меня распят, и я - для мира». Вы знаете, сегодня эти слова апостола не вызывают у нас тех чувств, того возмущения, которое переживали его современники. Сегодня Крест – это почетный символ, великий знак, предмет нашей гордости и восхищения. Крест – знамя Вселенской Церкви – великой мировой семьи христиан. 

Вот лично мне почему бы не похвастаться своим священническим наградным крестом, которому более двухсот лет, и который представляет собой произведение ювелирного искусства?

Сегодня восстанавливаются тысячи храмов, и когда на купол очередного, некогда разрушенного безбожниками при советской власти храма, поднимается вертолетом или мощным краном Крест – это праздник, торжество. В каком то смысле – это даже шоу. Собирается множество людей, и они радостно, со слезами на глазах, как это было у нас при подъеме купола с Крестом на Сретенский собор, поют торжественный гимн Кресту: «Спаси, Господи, люди твоя…»

Кресты венчают храмы всех конфессий и деноминаций. Православная ли это Церковь или Лютеранская, епископальная или англиканская, баптистская или пятидесятническая. Есть, по меньшей мере, один пункт, по которому христиане разных движений единогласны - это то, что центром христианства является именно Крест.

Крест – это наша святыня, которая сразу же появляется там, где ступила нога человека. Если вы взберетесь на вершину горы Эверест, то увидете там небольшой крест, покрытый снегом, который установил там первопроходец Эдмунд Хиллари – самый первый человек, покоривший эту великую гору. Если бы мы могли с Вами отправиться в экскурсионный полет на луну, то могли бы обратить внимание на совсем крохотный крестик, который оставили там американские астронавты, впервые высадившиеся на луну.

Мы носим маленькие нательные крестики на шее, а крутые ребята с гордостью носят большие кресты, вылитые из золота на толстых цепях. Есть замечательные женские украшения – сережки в виде крестиков с бриллиантами, одевая которые женщина чувствует себя немного красивее и, поэтому, увереннее.

Другими словами, в том, что сегодня любой из нас может похвастаться Крестом – нет ничего удивительного. А вот во времена Павла было все совершенно по-иному. Крест тогда был орудием казни преступников и сказать: я горжусь Крестом, это все равно, что сказать: я хвалюсь виселицей, или гильотиной, газовой камерой или электрическим стулом. Такое сказать современникам апостолов – это произнести нечто ужасное, затеять скандал. Зачем вообще нужно хвалиться чьей-то смертью? При том, не просто смертью, а настолько мучительной, что соответствующих слов нет ни на одном языке.

----- Фрагмент Богослужения

Представьте себе, человека прибили гвоздями за руки и за ноги, и он так висит на перекладине, долго висит, иногда несколько дней. Причем, как Вы знаете, смерть распятого человека наступает не от ранения, а от удушья. Дело в том, что когда человеческое тело расположно под углом к кресту, прибитые руки не являются опорой для тела, и ноги, в общем, тоже, поэтому вся тяжесть тела держится грудным поясом  мышц. И вот, поскольку на них приходится главная нагрузка, то они начинают просто деревенеть. Не могут расслабиться. Они находятся в постоянном напряжении, из минуты в минуту, из часа в час. И, в конце концов, наступает такой момент, когда грудной пояс мышц сводит судорогой, они не могут расслабиться и не дают вдохнуть человеку, диафрагма не может отойти... И когда человек не может уже вдохнуть, вобрать в себя воздух, тогда он умирает от удушья.

Но смерть - это на самом деле желанный для любого распятого конец жутких мучений. Казненный ведь долго силится дышать - безусловный рефлекс срабатывает. А как он может вздохнуть? Ведь чтобы вздохнуть, он должен ослабить давление на грудную клетку. Для этого он должен найти какую-то другую точку опоры – не грудь. А другую точку опоры он может найти только в своих ногах. Но ноги его тоже пробиты гвоздями. Кости, плюсны – пробиты гвоздями. И надо в таком случае опереться на те гвозди, которыми пробиты ноги человека. Он опирается на эти гвозди, которыми прибит, и выпрямляет колени. Тогда его верхняя часть тела начинает подниматься, и он может вдохнуть воздух. Но дело-то в том, что он не просто поднимается. Его руки фиксированы в распятом положении. И вот поскольку они фиксированы гвоздями, то его рука начинает вращаться вокруг гвоздя. То есть, получается, для того, чтобы вздохнуть, человек должен не только опереться на те гвозди, которыми он прибит внизу, но, поднимаясь, он должен, по сути дела, вращать свои руки вокруг гвоздей, которыми они пробиты. Плюс к этому, представьте себе, что ведь то были не те гвозди - штампованные, которыми мы пользуемся сегодня, изготовленные из проволоки. Те гвозди были кованые, когда берется кусок железа, кладется на наковальню и ему придается соответствующая форма. Обычно это четырехгранный или трехгранный гвоздь. И представьте себе, - вокруг этого кованого гвоздя с заусеницами  рука начинает вращаться. Это как если бы в человека воткнули нож, да еще бы и поворачивали. А здесь  человек для того, чтобы дышать, сам должен нож поворачивать в себе.

Надо иметь в виду, что этот гвоздь вбивается не куда попало, а специально в место, где расположен пучек нервов, который идет к кисти. Представить себе это очень сложно, ведь человек редко испытывает прикосновение к обнаженному нерву. Может быть, это знакомо людям по зубной боли, когда, скажем, нам вскрывают канал, при лечении зуба - готовятся удалить нерв. Кому приходилось – ощущение впечатляющее. Да, но это только один нерв вызывает такую дикую боль – а тут целый пучок этих нервов, и, естественно, без всякой анестезии, и мало того, что они пробиты гвоздем, но этот гвоздь еще, получается, вращается. В течение многих часов, каждый раз, когда надо вдохнуть, - человек должен приподниматься и неслыханно умножать свои мучения. Не зря Цицерон называл распятие самой страшной казнью из всех, которые когда-либо придуманы человечеством.

Так вот чем здесь хвалиться? Жестокостью людей и их изобретательностью?

Но апостол Павел говорит: «Я хвалюсь крестом». Что ему хвалиться было нечем? Он мог хвалиться многими своими достижениями и своими достоинствами. Он с полным правом мог хвалиться своим образованием, знанием многих языков, своей пламенной верой, даром исцеления больных, будущей славой со Христом. Но Павел хвалится именно крестом.

Когда Иисус висел на Кресте, его окружала толпа иудейских священников, книжников и фарисеев. Они глумились над Ним и смеялись, приговаривая: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!», «Если Ты Сын Благословенного, Спаси Себя и сойди со креста!». Насмехалисть над Иисусом даже рядом распятые разбойники.

Но один из них, неожиданно для всех вступился за Иисуса. Он крикнул своему товарищу на другом кресте: «Или ты не боишься Бога? Этот Человек не сделал ничего, что заслуживало бы смерти!». И затем, повернувшись к Иисусу, сказал: «Господи! Помяни меня, когда придешь в Царство Твое!».

Это все, что он сказал.

Христос откликнулся - говорит: «Ныне же будешь со Мной в раю».

Этот разбойник по гражданским законам заслуживал смерти. В моральном плане он достоин был человеческого презрения и сурового осуждения. А на Суде Божием Он был бы обречен на вечные адские муки.

Но Иисус простил его прямо на кресте.

Причем, у этого человека не было времени для принятия крещения, не было времени для молитвы, посещений храма. Он ни разу не исповедовался и не причащался. У него не было времени для совершения добрых дел, чтобы хотя бы отчасти компенсировать то зло, которое он творил всю свою жизнь. Но Иисус простил его и взял с Собой на небо.

Именно этот Евангельский факт является самым парадоксальным, разрушающим любые религиозные стереотипы и заставляющий умолкнуть ученых богословов.

Холодная человеческая логика уступает место Евангельсклой радости. Вместе с апостолом Павлом и нам хочется воскликнуть: ад, где твоя победа!

Если ты воровал или грабил, если ты наркоман или пьяница, предатель или продажная женщина – висящий на Кресте Христос может тебя простить.

Наказания может и не быть, если ты - вместе с Господом. Ты можешь избежать заслуженных тобою адских мук, если ты - с Иисусом. Христос отменяет закон справедливого возмездия. Нет для христиан никакой кармы. Карма и вечные блуждания в перевоплощениях - не для тех, кто склонился перед Крестом Распятого Господа. Пасхальная победа Христа начинается уже здесь – на Кресте.

Именно поэтому апостол Павел и гордится ничем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа.

----- Фрагмент Богослужения 

И вторая великопостная тема, обсуждаемая в Кафедральном соборе Сретения Господня, связана с краткой, всем известной молитвой Ефрама Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»

В молитве Ефрема Сирина мы с Вами просим Бога избавить нас от духа праздности. «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»

Праздность мы с Вами понимаем, в первую очередь, как безделье. И вряд ли кто будет спорить с тем, что безделье это порок, обесценивающий жизнь человека. Ну, вот лентяюга, бездельник, кому он нужен? Здоровье, как у быка, вагоны мог бы разгружать, а он, тунеядец, болтается – ни себе пользы, ни другим. Более того, мы знаем с Вами, что безделье почти никогда не остается нейтральным, пустота заполняется целым пакетом иных пороков, о которых мы также с Вами хорошо знаем.

Без нашего внимания очень часто остается более тонкий вид праздности, который бездельем не назовешь. Бывает так, что человек трудится, не покладая рук, измождает свою плоть переутомлением – и, тем не менее, о нем можно сказать, что он - праздный.

Слово «праздный» - значит – пустой. Праздность - пустота.

Работа может быть тоже пустой, никому не нужной. Причем, не обязательно брать крайности. Ну, есть люди, которые плюют арбузные семечки на расстояние – упражняются на дальность плевка. По-моему, на 30 метров кто-то плюнул арбузную семечку – точно не помню, это надо перечитать книгу рекордов Гиннеса. Можно с утра до вечера ловить мух и отрывать у них крылышки. Ну, это, в общем, ясно.

А вот есть ситуации, где все не очень понятно. Дачу, например, купил человек за 50 километров от города – для того, чтобы выращивать картошку. Возраст уже немолодой – копает, садит, пропалывает – в общем, производит полный цикл земледельческих работ – все это, естественно, вручную. От непривычных организму нагрузок вены на ногах у него расперло, коленные суставы гробятся и т.д.

А экономический эффект – отрицательный – посчитать, сколько он затратил на поездки, во сколько обошлась ему дача – то картошкой, при всем желании, всего этого не покрыть.

Вот уже такая ситуация неоднозначна – может это еще не праздность, а, может, уже и праздность. Здесь целый пакет мотивов нужно рассматривать.

Вот ловить мух, отрывать им крылышки и отпускать на волю – это ведь очевидная праздность. Однако, если человек сидит дома и читает книгу, а вокруг его носа летает назойливая муха, норовит в рот залететь – ты ее отгоняешь, а она прямо в глаза лезет. Ну и вот человек не выдержал - поймал ее. Ну да – можно, конечно, раздавить. Ну а индивид, предположим, гуманный, жалостливый – рассуждает с самим собою: убивать жалко – выпустить на улицу – где гарантия, что она снова через пять минут не влетит в открытую форточку? Дай-ка, я ей крылышко ножничками аккуратно укорочу и выпущу на волю - пущай живет.

Понятно, что такой ход мыслей сам по себе уже обнаруживает некоторую степень ненормальности в психике человека, однако это никакое не сумашествие, все остается в пределах допустимого. Такие рассуждения отнюдь не являются достаточным основанием для приговора в дурдом. И с точки зрения христианской нравственности, в таком ходе мысли греха не содержится.

Или человек этикетки собирает со спичечных коробок. Назвать это дело априори пустым, может быть, и нельзя. А если человек исследовательской работой занимается? Хотя это маловероятно. Также, как и большинство филателистов марки собирают с единственной целью – убить время.

«Убивать время» - словосочетание великолепное – все-таки, русский язык не только богат, но и глубок - духовен. Двумя словами прописывается полная картина души человека.

----- Фрагмент Богослужения 

Праздная жизнь – это пустая жизнь, в которой постоянно убивается время.

Но опять же, сфера оценки наших поступков – сфера тонкая. Внешне одно и то же дело может быть в одном случае праздным, а в другом - содержательным. Вот девушка вяжет спицами шарфик. Если она этим хочет сэкономить себе карманные деньги – что ж, хорошо. Если она вяжет этот шарфик своему любимому парню и как бы пропитывает своей любовью каждый сантиметр пряжи – это вообще превосходно.

Но если она вяжет от скуки, ей этот шарфик проще было бы купить на базаре, а в это время она могла бы книгу хорошую почитать, в храм придти помолиться, больную родственницу навестить – в этом случае – картина противоположная. Почтенный труд рукоделия оказывается губительным грехом праздности.

Недаром преподобный Ефрем Сирин так и формулирует – избавь меня, Господи, не от дела праздного, а от духа праздности. В этом как раз и заключается филигранность подхода к этой духовной проблеме. Любое дело может быть и пустым, и наполненным благом. Все зависит от духа, от мотивации каждого шага на нашем жизненном пути.

----- Фрагмент Богослужения

На этом мы завершаем нашу богослужебную телепрограмму, и я прощаюсь с Вами до встречи через неделю. Всего Вам доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Малая Пасха", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio, просматривать или скачивать video в mp4  или аудио в mp3 файлах себе на жёсткий диск без всяких ограничений.

 

 


 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана