Проповедь прот. Иоанна Замараева
в День Сретения Господня
2020 г

 

На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

И снова именины. Наш храм так и называется Сретенским, а мы именуемся общиной Сретения Господня и носим имя сегодняшнего всехристианского праздника.

И вот очередной год, празднуя свои именины, мы призваны с Вами задуматься над нашим духовным поприщем, судьбой общины, нашей приходской жизнью. Задать себе на первый взгляд может быть слишком простые, но очень важные вопросы – а кто мы есть, что Господь ждет конкретно от каждого из нас, каков наш долг перед ближними.

Конечно, много, само собою, разумеющегося - во-первых, мы чада Божии, верующие в Единого Бога - Творца Неба и земли.

Но в единого Бога верят и иудеи и мусульмане. А мы с Вами – христиане. Для нас путь к нашему Небесному Отцу проложен через «Мост», который Собою представляет наш Господь Иисус Христос. Иисус для нас Пастырь и Посредник, Дверь – врата в Божье Царство, в жизнь вечную.

Да и христиан много – тысячи конфессий и деноминаций. Мы же с Вами именуемся православными.

Что есть православие? Во-первых, это очень древняя церковная традиция, самая древняя, потому, что христианство, ведь, на Востоке начиналось – самые первые ростки оттуда из Палестины.

Во-вторых, Православие это традиция в первую очередь очень щепетильного отношения к образу веры. Для православного человека очень небезразлично как веровать. Восточно-православные отцы церкви взвешивали каждое слово, каждый термин составляющий христианское вероучение. Нам, сегодня живущим христианам, может показаться даже странным – как это десятки и сотни тысяч из духовенства и рядовых верующих могли десятилетиями размышлять и спорить не только на соборах, но и на базарных площадях о том, как же правильнее сказать «omousios» или «omiusios». Как Вы помните, это два греческих слова, характеризующие отношение Бога Сына к Богу Отца. Нам не понять - как это могла почти вся Византийская империя быть в волнении из-за этой вероучительной тонкости. «Omousios» или «omiusios» – что правильнее? Т.е. Бог Сын – Единосущный Богу Отцу или Подобносущный? Я уверен, что многие из нас, когда поют символ веры – «Верую во единого Бога Отца Вседержителя…, и в Сына… Единосущного Отцу…», даже не подозревают насколько это словечко «Единосущного» было серьезным для древнего православия. И так - буквально все. Каждое слово символа веры выстрадано, взвешено и отточено.

Так вот мы с Вами являемся наследниками этой великой православной веры.

Далее мы обладаем огромным культурным богатством. Восточное православие, вне всякого сомнения – это самая богатая духовная традиция в мире. В первую очередь это литургическая культура. Если сравнить восточное православие с западным католицизмом, то, Богослужение у католиков очень бедное. У нас книг богослужебных минимум в двадцать раз больше. Служат то католики в основном мессу, т.е. краткую Амвросианскую литургию. Протестантские церкви и того меньше. Все что у них есть из Богослужебной практики, так это то, что составляется на ходу, - молитвы экспромтом, - как получится, хотя, безусловно, в этом есть и некоторые плюсы. Православие – это еще и громадный опыт аскезы, подвижничества, созерцания, внутренней духовной жизни. Именно на Востоке подвизались тысячи отшельников, в пещерах и ущельях денно и нощно проводивших годы и десятилетия в непрестанных молитвах.

И мы с Вами являемся наследниками так же и этих несметных богатств – и литургических и духовно-созерцательных. Здесь, правда, уместно задать вопрос – а как мы поступаем с нашим наследием. Принимаем ли мы это богатство или проходим мимо. Пользуемся ли мы им и, как насчет того, чтобы передать эти сокровища грядущему поколению. Это ведь ответственно перед Богом. Горе нам, если мы окажемся теми незадачливыми наследниками, которые растранжирят свое имение и своих детей оставят ни с чем.

Далее мы являемся Церковью национальной. Это характерная особенность всего православия. Православие не может быть космополитично. Греческая и Болгарская церкви, Сербская и Японская, Американская и Русская православные церкви – все они национальны. Для христианина быть патриотом своей страны - естественно.

С патриотизмом в нашей стране, к сожалению, многие годы было мягко сказать, не всё в порядке, да и по сей день далеко от идеала, что и привело к войне и страшным бедствиям – болезненный урок преподал нам Господь – не все его усваивают, но поумнели таки многие. Но, ведь можно было обойтись и без ужасов войны.

Если мы православные христиане, то устремляем свои взоры на Христа, на Его учение и жизнь… А Христос был весьма патриотичным. Свою проповедь и свое служение Он в первую очередь обращал «к погибающим овцам дома израилева», как это нас ни коробит при чтении Евангелия.

Так вот значит мы – во-первых, верующие в Бога. Во-вторых – мы христиане – Христос для нас Господь и Спаситель. В-третьих, мы православные – обладатели громадным духовным богатством, накопленным церковью на протяжении двух тысячелетий. В-четвертых, мы православные Украинской Церкви, т.е. патриотически настроенные граждане своей страны.

Ну а дальше - мы община нашего Сретенского храма. И здесь может быть стоит указать на то, что Бог удостоил каждого человека разными дарованиями. Все мы чем-то отличаемся друг от друга. Кто-то выше ростом, кто-то ниже. У кого-то лицо, уши глаза, нос, волосы такие, а у другого иные. Мы различаемся характером, темпераментом, знаниями, речью, голосом, одеждой, да чем угодно, до бесконечности. И, конечно же, у каждого из нас есть какие-то неповторимые индивидуальные особенности  и в жизни религиозной.

Поэтому и храм наш чем-то непохож на другие. И не только куполом, архитектурой и внутренним убранством, но и людьми, которые сюда приходят - со своими взглядами, своей иерархией ценностей. Да, наш храм многие любят, но есть люди, которые, наоборот, нашу церковь обходят десятой дорогой. Однажды ко мне подошла женщина и с сожалением говорит: я бы с удовольствием ходила в ваш храм, но у вас очень низкий иконостас. Я ей ответил: а знаете, в наш храм много людей приходит, как раз, наоборот – из-за отсутствия жесткого разделения между духовенством и прихожанами. Да у нас малюсенький иконостас и все, что происходит в алтаре - каждый может видеть. Молитвы, которые произносит архиепископ или священник можно слышать и молиться одной душой и одним сердцем. Кто-то на дух не переносит звуки органа и поэтому не приходит в наш храм, а многим это нравится. Некоторых смущает русский или украинский язык за богослужением, и они предпочитают храмы, где все на славянском.

Одним словом, мы с Вами, входя в единую семью христиан, чем-то и отличаемся от других церковных общин. И здесь очень важно осознавать свое индивидуальное призвание. Вот в чем особенность служения Богу именно нашей Свято-Сретенской церковной общины христиан? Наверное, это именно тот вопрос, над которым мы с Вами должны размышлять, быть может, даже спорить, но обязательно искать на него ответ.

Ну, во-первых, давайте приумножать все то, что у нас уже есть. Без излишней скромности отметим факт нашего лидерства в библейско-богословских знаниях. Если взять по среднестатистическим православным приходам, мы с Вами больше читаем из Богословского и Свято-отеческого наследия, в нашем храме много уделяется внимания проповеди, исповеди и т.д. Наверное, нужно развивать эту положительную тенденцию. Очень важны для этого Агапы,, катехизационные занятия, которые проводятся в нашем храме, совместные обсуждения ключевых тем, в которых необходимо разбираться людям, духовно растущим.

Мы так же лидируем с Вами по возрождению Библейской десятины. На сегодняшний день регулярно вносят десятую часть своих доходов в храм до 100 человек, этим самым, исполняя Закон Божий. К сожалению, это значительно меньшая часть нашей общины, которую можно назвать законопослушной. Но ведь в других православных храмах с десятиной дело обстоит гораздо хуже. Как бы то ни было, уже несколько лет подряд, благодаря десятине, мы смогли отказаться от взимания денег за совершение Таинства Крещения.

Конечно же, если бы все наши братья и сестры были законопослушны Слову Божию и до единого добросовестно приносили в храм положенную часть, многие бы наши церковные проблемы решались значительно легче и успешней. Много чего мы могли бы делать хорошего, чего сейчас не представляется возможным. Миссионерскую деятельность развернуть, просветительскую, учебную, издательскую, создать техническую базу, для условий благоприятствующих приходу молодёжи в Церковь и прочее.

Богослужения и проповеди из нашего храма транслируются по телевидению. Храм наш посещают многие из интеллигенции – учителя, врачи, управленцы, деятели искусства и это сильно расширяет евангелизационные возможности, во многом еще нами не реализованные. Некоторые из наших прихожан, обладая культурой и знаниями, как светскими, так и духовными, могли бы служить делу проповеди Слова Божия и приводить к Богу новых чад гораздо успешнее, чем многие из священнослужителей. Будем надеяться, что инерция бездеятельности и комплексы в ближайшем будущем будут преодолены, и нашу Сретенскую общину можно будет называть миссионерской с большой буквы этого слова. Дай то Бог. Аминь.

На главную

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана