На главную
Во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа.
Рождество Христово можно воспринимать по-разному. Как красивый
праздник зимы - очень многие именно так и встречают этот день. Есть прекрасный
повод пригласить гостей, сесть за стол, закусить, (что само по себе –
неплохо), пошутить, посмеяться, погулять. Ну и на этом точка.
Есть люди, которые более сознательно встречают этот
праздник, понимая, что, немногим более двух тысяч лет
назад, родился Великий Учитель человечества, принесший новую
мораль, ставшую двигателем прогресса и цивилизации, сделавшую мир таким,
каким он есть сегодня.
Но, а мы то с Вами, чада Церкви, празднуем гораздо большее -
пришествие в мир Бога, Боговоплощение. То
величайшее событие, когда Безначальный и Бесконечный Бог вступил в
ограниченные рамки времени и пространства, фантастически сузив себя, восприняв
немощную нашу человеческую природу.
И вот здесь начинаются сплошные противоречия и неясности,
которые являются, в определенном смысле, испытанием веры особенно для нас
– людей 21 столетия – века нанотехнологий.
Первый вопрос в связи с этим возникает: так что,
«вместившись» в человеческое тело, Бог перестал быть вездесущим. Что, Космос,
Вселенная оказалась пустой, оставленной Богом, бесконтрольной со стороны Всевышнего? Что «Весь» Бог оказался на планете Земля, причем, даже
не на всей земле, а на маленьком участке Палестины?
Нет, отвечает Церковь, воплотившись в Иисусе, Бог продолжал
быть Вездесущим и Всемогущим.
Вот те на – говорили, что Бог «сошел» к нам с Неба на Землю, а получается, что ничего и не
менялось. Бог, как был «Надкосмическим
Существом», так и оставался Им; как осуществлял Свое
присутствие в любой точке Вселенной, так и продолжил весь мир наполнять
Собою, быть одновременно везде, в самых разных концах Вселенной на всех
метагалактиках, в том числе и на планете Земля.
Но это первое противоречие преодолимо. Если Бог Вездесущ,
если нет во всей Вселенной ни единого кварка, в котором бы не было Бога,
то немудрено, что это Вневременное и Внепространственное
Существо могло в какой-то точке времени и пространства проявить Себя гораздо
более активно, чем в остальном мире.
Другими словами, Бог, не переставая быть Всевышним, Вечным,
Вездесущим и Всемогущим, в конкретной точке времени и пространства
соединился с человеческой природой. И получилось, что телесная
составляющая Христа лежала на руках у Марии и сосала грудь, и Божеская
природа была здесь же, соединенной с физической природой Христа, но
Божеское естество не ограничивалось пространством Вифлеемской пещеры, а
продолжало обнимать Собою всю Вселенную.
Ну ладно, как бы то ни было – Иисус Христос – это Бог плюс человек
или человеческая природа, соединенная с Божеской.
И что тогда получается? Христос – это Кто? Бог или человек?
Напрашивается ответить каким-то усредненным термином - Богочеловек,
или человекоБог. Безусловно, уже это немыслимо – здесь, ведь не
грушу со сливой скрестить. Воробья с трактором гораздо легче соединить
воедино, чем природу человеческую с Божеской. Но
уж, коль это произошло, значит, вопрос - с Кем мы имеем дело?
С Богочеловеком Христом, отвечают Богословы. Но вот, что замечательно,
в Библии нет такого слова «Богочеловек». В священном Писании
применительно к Иисусу применяются в основном два словосочетания: Либо - «Сын
Божий» либо - «Сын человеческий». И святые отцы Вселенских соборов
настаивали на том, что Христос – не что-то среднее между Богом и
человеком, а, что Его природа двойтсвенна. Что
Иисус одновременно и совершенный Бог, и совершенный человек. Халкидонский собор, в частности, составил определение,
по которому Христос исповедуется, как единосущный Отцу по Божеству и
единосущный нам по человечеству, по воплощении пребывающий в двух
природах неслиянно и нераздельно. Причем, во
Христе сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином
Лице.
Т.е., как человек
Иисус мог чего-то не знать, опасаться, сомневаться, колебаться, страдать.
А как Бог, Он все знал, нечего
не боялся, и не мог испытывать усталости или страдания.
Как человек, Иисус Христос хотел избежать
страданий на Кресте, о чем и молил Небо: «Отче Мой! если возможно, да
минует Меня чаша сия…» (Мф.26,39). А как Бог желал
искупить страданиями человеческий род – «пострадать…
быть убитым, и в третий день воскреснуть» (Мк.8,31).
Представить такое
трудно. Но, если даже постараться, то, ведь, что получится - мягко выражаясь, расщепление личности. О какой нераздельности и цельности ипостаси Иисуса можно тогда говорить. Да, святые Отцы прямо скажем, не комплексовали перед логикой и не боялись
противоречий.
Но это не потому, что они не уважали здравый смысл. Дело совершенно
в другом.
Наша проблема в том, что когда мы читаем эти христологические определения, в наших головах
зачастую возникает такое вот вавилонское смешение языков – отцы написали
одно, а мы читаем совершенно другое. Да, буквы те же и слова – документы
все подлинны. Но мы их не
понимаем. Нам иногда даже кажется, что отцы Церкви занимались ерундой,
ставили перед собой совершенно невыполнимые задачи. Да это действительно
смешно, (сквозь слезы) – определить - сколько процентов в Иисусе было
человеческого, а сколько Божеского и в каком все
это было соотношении. Это похоже на средневековую задачу схоластов посчитать
- сколько чертей поместится на кончике иглы. Но эта схожесть рассуждений
- только на первый взгляд. Потому, что святые отцы, говоря о двух естествах во Христе, на самом деле и думали и
рассуждали совершенно в другой плоскости и ставили принципиально иные задачи.
Ведь и для них и для нас с Вами важно – ни каким образом произошло
соединение Божеской и человеческой природы в Иисусе, а Кто для нас Христос, а главное – как нам к Нему относиться.
Действительно, совершенно бесполезно нам с Вами ломать копья
в безосновательных спорах - Кем на
самом деле был Христос, каково
было в Нем единение Божеского и человеческого – это тайна неведома и
непостижима, да это нам, собственно, и не так важно. И Библия, и Святые
Отцы учат нас совершенно иному. Они говорят – как мы должны относиться ко
Христу, Кем Он должен быть для нас.
Он должен быть для нас Богом. Мы должны обращаться к Нему,
как к Истинному Богу, без всяких оговорок и сомнений и воспринимать слова
Иисуса, как речения Самого Всевышнего.
И одновременно в лице Христа мы должны видеть человека, такого
же, как и любой из нас, близкого родного всем нам.
Да, в Иисусе мы узнаем Спасителя, Который для нас - Путь, Истина,
Жизнь, Искупитель и Мост между землей и Небом.
Но, с другой стороны, Иисус Христос не должен в нашем сознании
быть где-то в заоблачном пространстве, на недосягаемой высоте. Господь -
истинный человек – наш брат по плоти, такой же, как и мы с Вами.
Поэтому, мы можем по-свойски к Нему относиться, мы можем
уцепиться за руку Его, и тогда Он унесет нас в Небеса и приведет в
сказочные обители Отца нашего Небесного. Аминь.
На главную
|